Быть полезным или быть использованным. В чем разница?

Одной из важных сторон жизни человека является осознавание того, что ты можешь приносить пользу. При том, как для себя, так и для окружающих тебя близких людей. Это важное ощущение, возникающее в процессе взаимодействия с другими людьми, наполняет нашу жизнь смыслами. Но иногда, я думаю, каждому из нас приходилось испытывать другое полярное чувство. По своему переживанию оно координально отличается от того приятного состояния, которое мы можем испытывать, принося пользу. Это тревожное, липкое ощущение, возникает тогда, когда человеку кажется, что его используют, или планируют это сделать. Есть ли связь между этими однокоренными словами? И в чем же различие, которое наполняет эти слова совсем иными смыслами и переживаниями?

Если обратиться к этимологии слова ПОЛЬЗА, то можно получить следующее определение. Польза — ж. и по́льга сев. вост. (льга, легко) льгота, облегченье; помощь, прок, подспорье, улучшенье… Поле́зный, служащий на пользу, ее доставляющий. (Великорусский словарь Даля). Хорошие, положительные последствия, благо; выгода. П. спорта. С пользой для дела. Извлечь пользу из чего-н. — В пользу — 1) кого-чего, в интересах кого-н., в -соответствии.

Использовать -использую, используешь, сов. и несов., кого-что (книжн.). Употребить в какое- н. дело, найти применение кому-чему-н. с целью извлечения пользы, воспользоваться кем-чем-н… Пользоваться чем-л. в своих интересах; извлекать выгоду из чего-л…

   Попробую рассмотреть этот процесс с точки зрения взаимодействия между двумя людьми. Исходя из вышесказанного,  полезным может считаться человек, приносящий пользу другим людям, доставляющим эту самую помощь. Человек, стремящийся оказать пользу, имеет как бы движение, направленное на другого человека. При этом, важным условием, как мне кажется, является:

  • Мотив, побуждающий человека оказывать это полезное действие и желание это делать;
  • Потребность у другого человека в получении этого полезного действия. Проще говоря, второй персонаж взаимодействия этого процесса знает о мотиве другого человека и хочет получить эту помощь.

Если изобразить схематично, то выглядит это следующим образом:

Исходя из схемы, видно, что в данном взаимодействии оба человека условно называются субъектами. Т.е. оба являются теми, кто осуществляет определенное  воздействие друг на друга, оба являются осознающими активными участниками взаимодействия, каждый со своими целями. Безусловно, субъект 1 проявляет больше активного действия. Активность же Субъекта 2 заключается в осознанном принятии помощи от Субъекта 1.

Иными словами каждый из них знает до конца для чего нужно это взаимодействие. Их контакт понятен и прозрачен для обеих сторон, обе стороны в курсе происходящего.)  Результат – Субъект 1 считает себя полезным и испытывает от этого удовлетворение. Субъект 2 испытывает благодарность за оказанную помощь.

Прозрачность и ясность контакта это именно то, что, на мой взгляд, отличает  пользу от использования. (рис.1)

Разница в том, что в процессе использования один из членов взаимодействия не является субъектом (т.е. активным, осознающим цель данного взаимодействия), а он выступает объектом, т.е. тем, на кого направлено воздействие субъекта (рис.1). Его привлекают к взаимодействию, но фактически, он не имеет достаточной информации о цели, которую преследует Субъект 1. Он не является равноправным субъектом взаимодействия, т.к. то, что ему говорят и то что, на самом деле имеется в виду – две разные вещи! Таким образом, условиями процесса использования являются:

  • Желание получения пользы от другого человека, но нежелание признавать этот факт (как один из примеров — невозможность просить чего-либо прямо);
  • Отсутствие прозрачности контакта со стороны Субъекта 1 (ложь, недосказанность и т.д);
  • Т.к. Объект 1 не знает истинного мотива Субъекта 1, впоследствии он оказывается обманутым в этом взаимодействии. Т.е. Субъект 1 отсутствием ясности, лишает выбора Объект 2 принимать участие в этом контакте или уйти.

Т.е. ключевой разницей для меня, отличающей пользу от использования является в случае с пользой – прозрачность и честность контактав случае с использованием – манипулятивный контекст взаимодействия.

Иными словами, если мы имеем в себе смелость честно говорить о своих желаниях, мотивах, потребностях, то можем рассчитывать на помощь со стороны другого человека. Ровно так же как если нас честно просят о чем-то, и мы готовы помочь, то делаем это с удовольствием и испытываем после этого приятное чувство тепла и доброты, которое возможно ощутить, помогая другим людям. Конечно, в таких честных отношениях есть риск – получить отказ. Но отказ это не разрыв отношений! В использовании же одним человеком другого, наверное, больше шансов получать выгоду. Но ровно до того момента, пока другой не осознает что его давно используют. И в этом случае, на мой взгляд, больше шансов потерять отношения до конца.

Хотя и тот, и другой способ имеет место быть… А что думаете думаете Вы об этом?

 

Оставить комментарий